ornament-full-title

Торговый Центр как поле битвы

ornament-full-title

По торговому центру идет дама с размалеванным лицом и надменным взглядом. В руках она сжимает дистрофичного вида недособачку, надменный взгляд провожает встречных бабушек и мужчин среднего достатка. У стенда с дорогим алкоголем ей попадается узбечка-консультант.

— Эй, у вас Хеннеси есть?

— Да, конечно, вот, смотрите.

—Что смотрите? Дай бутылку тогда и посмотрю. Я что тебя учить должна? Приехали хрен знает откуда, ни черта не умеют..

Федор Смирнов не первый раз наблюдает такую картину, но сейчас он решает все-таки обратиться к продавцу и задать давно волнующий его вопрос:

— Извиняюсь, а где у вас тут бейсбольные биты?

Гипермаркеты давно завоевали крупные мегаполисы и продолжают экспансию в украинскую глубинку. Мы проводим в них время, ищем очередные сигареты с кнопочкой, пускающей мятный аромат или желтую туалетную бумагу. На первый взгляд, кажется, что мы едины в этом великом потребительском порыве. Ведь кто иной, как не мы, заслужили право на хождение по магазинам и любованием гигантскими стеллажами? Разве не мы искали джинсы, когда нам предлагали брюки, разве не мы занимали у соседа видеомагнитофон, чтобы посмотреть «Рэмбо», и не мы ли держали колбасу по полгода, зная, что она может помочь нам в получении путевки? Формально, именно мы больше всех заслужили право бродить по магазинам и наслаждаться питьевыми йогуртами и выбирать зубную пасту. Но есть ли это «мы» сейчас? Да, раньше люди толкались в очереди, учились работать локтями и проклинали удачливого соседа. Но, несмотря на неприязнь, все были вместе, и чувствовали общность своих судеб, судеб трудового народа.
Может ли дать нам нечто подобное современный гипермаркет?
На стоянку приезжают две женщины.Одна паркует свой BMW X6, заняв сразу два места. Стоит ли винить ее за это, ведь не каждый, купивший права, способен хотя бы на такую парковку. Вторая же приезжает на скромном Fiat 500 небесно-голубого оттенка и занимает место, наиболее выгодное для последующего отбытия. Она знает, что скоро час-пик, и протолкнуться на шоссе будет проблематично — ведь Яндекс уже сейчас показывает 6 баллов.
Кто это люди? Немудрено, что в большинстве случаев, первая дама — типичная «жена богатого мужа». Она на 20 лет моложе, машину (вместе с правами) подарил ее временный спутник жизни, а шоппинг — приятная возможность отдохнуть, потратить не зарабатываемые ей деньги и показать, «кто в доме хозяин».
Женщина №2  — не может похвастаться богатым мужем, она простой управляющий отделом, и видит собственных детей лишь в те короткие семь часов, что проводит дома. Она проверяет чек, не желая переплачивать, сочувствует мигрантам и вынашивает план по созданию сети здорового питания.
Время
Это самое очевидное и бросающееся в глаза противопоставление — у двух людей различные цели посещения гипермаркета. То, в чем «содержанка» видит развлечение и презентацию себя, для self made women — обыденная необходимость, направленная на поддержание быта.
У этих людей разные походки — вальяжная прогулка выступает против спешного шага от одного отдела в другой.
Это видится обусловленным различной манерой восприятия времени: человек, находящийся на содержании, не ощущает течения времени, уподобляясь восточным представлениям о его структуре. Цикличность с длиной цикла в один день — основа его мировоззрения. Ведь главная цель достигнута — богатый муж снабжает женщину деньгами, и у нее нет необходимости для возвеличивания каких-либо иных целей. Цели заменяются капризами и сиюминутными желаниями, воплощение которых не представляют из себя чего-то необычного. Человеку нечего ждать, не на что надеяться и некуда спешить, а, следовательно, и время теряет свой смысл. Обретает значение оно лишь много позже, когда лицо, забывшее о времени, внезапно обнаруживает свою «старость».
Человек же деятельный следит за временем и дорожит им, отвечая христианским представлениям о «начале» (сотворении мира) и конце (Страшном суде).  В понимании такого человека, время — непрекращающаяся череда возможностей, и следует успеть использовать их все и извлечь из отпущенного времени максимум выгоды.
Семья
Роль содержанки диктует определенную манеру поведения и восприятия себя. Такой человек не видит себя самостоятельной единицей, выбирая участь декоративного оформления или, в крайнем случае, хранителя очага. Иными словами, мы видим такого человека как лицо, предоставляющее одновременно услуги эскорта и материнства. То есть, услуги, направленные непосредственно на оказание каких-либо материальных услуг в обмен на полное содержание. Роль человека не дотягивает даже до роли гейши, труженицы интеллектуального труда. Это характерная роль восточной женщины в семье.
Человек же деятельный или просто работающий, воспринимает себя полноправным членом семьи и претендует на роль добытчика. В семьях, где оба родителя работают, куда чаще появляются нянечки. Такие люди больше оторваны от семьи, из которой вышли, следовательно, отпадает роль бабушки как воспитателя. Семья замыкается в рамках двух поколений и сохраняет целостность до момента достижения детьми правоспособного возраста, когда те начинают свой собственный путь, оставляя родителей наедине с собой и их котом.
Техника
Возвращаясь в гипермаркет, мы увидим как первая дама, побрякивая ключами от BMW, идет к выходу и отвечает на звонок по IPhone. Выясняется, что она забыла купить стиральный порошок. Разговор заканчивается словами: «Я уже вышла, купи сам.. блин, как его выключить?».
Женщина №2 — тем временем благодарит кассира и удаляет с рабочего стола своего Galaxy заметку со списком покупок.
Это важный момент. В первом случае, мы понимаем, что преимущественно имиджевый аппарат используется на 5% своего потенциала. Он, подобно часам во дворе китайских императоров, является лишь атрибутом, средством донесения информации о статусе владельца.
Во втором случае владелец демонстрирует восприятие телефона как инструмента, с помощью которого черпается информация о положении в мире, на дорогах, ведется учет израсходованных средств и проверка личного счета в банке.
Рассматривая эти две группы, мы никак не можем согласиться с первоначальным тезисом об объединяющей роли гипермаркета. Мы видим, что общие возможности, в отличие от общего горя, не являются фактором, способным заставить человека почувствовать принадлежность к единой социальной группе.
Но видим мы и другое, куда более опасное явление.
Суммируя отношение двух приведенных нами людей к вышеупомянутым аспектам жизни, мы получаем следующее:

BMW

FIAT

Время

Цикличность

Представление о начале и конце

Роль в семье

Второстепенная

Равная

Отношение к технике

Статусность и декоративность

Полезность и удобство

Из таблицы видно, что женщине на BMW присущи черты и отношение к жизни, свойственные обществам Востока. Женщина же на Fiat полностью соответствует воззрениям и стремлениям, практикуемым в религиях Запада. Этим объясняется активность последней, стремление успевать как можно больше и рациональный подход к распределению средств.

Иными словами мы видим столкновение восточного патернализма и западных свободомыслия и инициативы, выраженного в стереотипичных примерах из нашей жизни.

Два человека олицетворяют Украину как страну двух континентов, в которой любая общественная, или, как в нашем примере, торговая площадка является полем столкновения двух противоборствующих идеологий.

Таким образом, и гипермаркет являет собой поле для межцивилизационной войны, где тщеславие и «показательность» соперничают со скромностью и рационализмом.

Мы не располагаем данными о сколько-нибудь крупных конфликтах в магазинах, но кто знает, может быть уже завтра, Федор Смирнов найдет-таки вожделенную биту и подкорректирует внешний вид содержанки, ее машины и маленькой собачки. 

Роман Босиков

 

Присоединяйтесь:

http://www.facebook.com/PaPaYaProject


Подписывайтесь:

http://www.youtube.com/user/PapayaProjectStudio




ВСЕ ЖУРНАЛЫ PDF
flagОцени статью!

Наши Группы


Группа в FaceBook