ornament-full-title

Новая Биржа, или Как Одесса сделала себе подарок

ornament-full-title

Новая Биржа, или Как Одесса сделала себе подарокВ начале был международный конкурс… Конечно, в самом начале была выгодная морская торговля с Европой и Порто-Франко, создавшие в пустынных степях на берегу Черного моря наш знаменитый город, а уже потом…

Городская легенда, переданная Леонидом Утесовым в книге «Спасибо, сердце» рассказывает:

«В свое время экспортеры и банкиры выписали из Италии архитектора Бернардацци.

Новая Биржа, или Как Одесса сделала себе подарокБернардацци! — сказали ему, — надо построить биржу, но зал должен быть такой, чтобы не было никакой акустики. Если два человека разговаривают между собой, чтоб рядом стоящий ничего не слышал. Так нужно для дела. И Бернардацци построил зал без акустики».

Все великое рождает легенды и знаменитое здание Одесской филармонии (бывшая Новая Биржа) действительно достойно легенд. К акустике мы еще вернемся, а пока…

Итак, торговля города росла и старое здание Биржи на Приморском бульваре — нынешний Городской совет, — стало тесным, и в 1891 году городские власти объявили международный, как тогда было принято в Одессе, конкурс на здание Новой Биржи.

Из тридцати присланных на конкурс работ больше всего понравился по выраженной в нем идее проект молодого архитектора из Вены Викентия Прохаски под девизом «Коммерция архитектуры». Было решено объявить этот проект победившим, но с необходимостью некоторой доработки. Руководство строительством и редакция эскизного проекта было поручено городскому архитектору Александру Бернардацци. Викентий Прохаска также участвовал в переработке своего проекта, а впоследствии переехал в Одессу и построил в нашем городе много интересных зданий.

23 августа (по старому стилю) 1894 года в день празднования 100-летия Одессы был заложен первый камень в фундамент здания, что и стало одним из главных событий праздника. Строительство в основном было закончено, как и планировалось, в 1898 году. А открытие состоялось 29 июня 1899 года в необыкновенно торжественной обстановке. Потраченная на строительство сумма была невероятной — 915 тысяч рублей, а с мебелью и окончательным оборудованием 1 миллион. Дороже обошелся только Оперный театр, да и то всего на 300 тысяч. Новая Биржа стала одним из красивейших сооружений Одессы.

«Здание Городской Биржи считалось одной из достопримечательностей города и стояло в ряду других достопримечательностей: памятника Дюку де Ришелье, пушки с английского фрегата «Тигр», городского театра, знаменитой лестницы, ведущей с Николаевского бульвара в порт…», — пишет Валентин Катаев в своих воспоминаниях об Одессе на рубеже XIX—XX вв., полных мягким юмором и яркими картинами городской жизни. «Биржа строилась в подражание венецианскому Дворцу дожей, — продолжает Катаев, — с витыми колонками посреди гигантских окон, с цветными витражами, желтыми кирпичными стенами, гранитным фундаментом и мраморной лестницей, которая прямо с улицы вела в колоссальные двухэтажные мраморные сени».

Новая Биржа, или Как Одесса сделала себе подарокНовая Биржа, или Как Одесса сделала себе подарок

Так в каком же стиле выстроено здание? Знаменитые одесситы Ильф и Петров в первой редакции романа «12 стульев» упоминают одесскую биржу: «Новое здание биржи в ассиро-вавилонском стиле». А в дневнике Корнея Чуковского, выросшего в Одессе, читаем: «Вот биржа в мавританском стиле».

Венецианская готика с элементами флорентийского Возрождения — такой получилась Новая Биржа, — необычайной роскоши даже по тем, любящим художественность в оформлении во всем, временам!

Сказочный, волнующий воображение дворец возвели Бернардацци и Прохаска. Торжественная мраморная лестница в гигантской лоджии под куполом, символизирующим небесный свод, с изображениями 12 знаков зодиака, идущая мимо торжественных ростральных колонн, — символов морского могущества, — возносится к громадным дверям, ведущим в этот волшебный мир. Из роскошного холла мы попадаем в Главный зал, поражающий великолепием отделки и хранящий секрет удивительной акустики. Потолок из ливанского кедра, украшенный позолотой и орнаментальной росписью, собран без единого гвоздя. Громадные окна оформлены резными украшениями из каррарского мрамора, а витражи для них привезены из Германии. Арки над тремя входными дверьми украшены живописными картинами «Торговля», «Земледелие», «Промышленность» флорентийского художника Джузеппе Кассиоли, по эскизам которого с 1928 года и до сих пор чеканят медали для всех Олимпиад.

А что же с акустикой? Акустика Большого зала имеет удивительное свойство: при великолепной общей звуковой проводимости, расслышать, что говорят рядом очень трудно! Поэтому еще в Императорское время по вечерам в Большом зале устраивали концерты и балы. В 1910 году здесь пел великий Шаляпин. Здесь читал свои стихи Маяковский.

Это здание, которое когда-то город подарил себе к 100-летию со дня основания, наверное, недаром по архитектуре перекликается с главным зданием великой торговой республики Венеции — Дворцом дожей, — Новая Биржа олицетворяет мощь и успешность торговой Одессы тех лет!


Это интересно:

— Площадь Большого биржевого зала 910 м2, высота 15 м

— Ростральные колонны в лоджии главного входа — вторые в Российской империи. Первые, и значительно более грандиозные, поставлены перед Биржей в Петербурге французским архитектором Тома де Томоном, автором, кстати, первого одесского Оперного театра.

— Внутренний дворик филармонии выдержан, в основном, в стиле флорентийского Возрождения.

— Регулярные концерты симфонической музыки проводятся в Большом зале с 1925 года.

— С 1946 года в здании располагается Одесская филармония. Последние 20 лет симфоническим оркестром Одесской филармонии руководит американский дирижер Хобарт Эрл.

Сергей Токолов, архитектор


Присоединяйтесь:

http://www.facebook.com/PaPaYaProject


Подписывайтесь:

http://www.youtube.com/user/PapayaProjectStudio


flagОцени статью!
rel-left Похожие новости rel-right

Наши Группы


Группа в FaceBook